Психологический тренинг братства трезвости в Свято — Троице — Георгиевском мужском монастыре города Чирчика

Размещено Июл 28, 2013 в Новости монастыря | 0 комментариев

Психологический тренинг братства трезвости в Свято — Троице — Георгиевском мужском монастыре города Чирчика

27.07.2013 года в 13:30 в Свято — Троице — Георгиевском мужском монастыре города Чирчика, прошел очередной психологический тренинг для участников монастырской службы «Братства трезвости». На психологическом тренинге присутствовали как зависимые так и их близкие созависимые:

Алексей (зависимый)

Описывает свою историю — в трезвости находится более пяти недель ремиссия пошла благодаря его молитвам и Божией помощи, возвращаться к алкоголю категорически не хочет.

со слов Алексея

—  мне нужно бороться и я делаю это с молитвой и Божией помощью я раскаиваюсь хотя меня все еще искушают соблазны.

Игорь (зависимый)

      — Ремиссия проходит уже более шести недель, благодаря своей новой работе очень отвлекаюсь от мыслей выпить, в последнее время появилось отвращение но появились мысли о курении.

     —  Мысли о курении очень сильно докучают, стали болеть легкие, часто вспыльчив и нервничаю, стали дергаться ноги, я стал очень раздражительным но я борюсь, борюсь потому что знаю что результат будет лучший. Конечно же я в первую очередь обращаюсь в своих молитвах за помощью к Богу.

Каждую субботу после Божественной Литургии все собравшиеся члены братства читают перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» акафист, в конце которого молитвенно поминают всех страждущих от пьянства и нетрезвой жизни. Зачастую даже и родственники зависимых, созависимые принимают участие в этой молитве.

Братство трезвости
Братство трезвости

Помимо этого каждый трезвенник несет ответственность: дома в определенный день недели прочитать акафист и помолиться о пьющих людях и о членах Братства.

После чтения акафиста пред иконой «Неупиваемая Чаша» в монастыре, под руководством психолога службы Владиславом,  проводятся  занятия.

Их цель: научиться видеть и ненавидеть свои страсти и грехи; узнавать, как в Таинствах Церкви можно познавать Бога, Божественную Любовь к грешнику кающемуся, чтобы полюбить Небесного Отца и вечную жизнь с Ним и возвестить исправлением своей жизни об этой любви всем знакомым родным и близким.

Братство трезвости
Братство трезвости

На занятиях руководителем братства делаются краткие доклады о православном вероучении и о духовной жизни, о Богослужении, о проблемах воспитания и семьи, о возможности нести людям знание о здоровом образе жизни.

Братство трезвости
Братство трезвости

Каждую субботу с ними проводятся занятия, главные темы которых:

.       Беседы в группах самопомощи в виде круглого стола,  где каждый может высказаться и просить совета.

·       Узнать правду об алкоголе, его воздействие на организм и психику человека;

·       Как человек приобретает предрасположенность к потреблению алкоголя;

·       Алкоголь, как причина вымирания человечества;

·       духовная жажда, как причина потребности человека в наркотическом веществе, и губительный способ ее утоления;

·       понятие о человеке, его телесной, душевной и духовной жизни;

·       смысл жизни человека;

·       о Господе Боге и Его заповедях;

·       Таинства Церкви – источник истинной радости, путь к обретению смысла жизни;

·       о грехе, подготовка к исповеди;

·       спасение души – путь к спасению семьи, рода, народа.

Таким образом, смысл занятий сводится к обретению страждущими трезвенных убеждений, им предлагается выбрать путь духовного трезвения в традициях Православной Церкви.

Зависимые обязательно присутствуют на субботних Богослужениях, приучаются к исповеди и Причастию.

 

Ответы зависимых в группе самопомощи максимально полные и искренние. Отвечая на вопросы страждущие определяют свою цель (освобождение от порока и трезвость) средства ее достижения, ставят перед собой задачи и анализируют их выполнение, описывают свое физическое и душевное состояние, что было сделано для спасения души и что упущено, как налаживаются отношения с окружающими людьми.

Занятия в группе самопомощи зачастую оказались полезны не только зависимым, но и их родственникам. Беседуя в группе они отражают борьбу с какой-либо из своих страстей: с раздражительностью, с чревоугодием и пр. При этом родные страждущих начинают понимать причины происходящего и, находя свою вину в семейной драме, по-другому относиться к тем, в ком еще вчера видели причину своего несчастья.

Братство трезвости
Братство трезвости

Занятия с желающими избавиться от алкогольной зависимости и их родственниками постоянно проводятся на приходе в субботу. Естественным результатом их является воцерковление слушателей. Большая часть тех, кто прошел цикл занятий, обычно решают принять обет трезвости и жить церковной жизнью в духовных традициях церкви.

Каждый желающий на каком то этапе готовится к принятию Обета трезвости. В этот период он вместе со всеми членами Братства читает акафист Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша» и принимает следующие правила жизни:

·       По возможности посещение воскресных и праздничных церковных служб (вечерних и утренних).

·       Регулярная еженедельная исповедь и регулярное Причащение Святых Христовых Таин.

·       Внимательное отношение членов Братства друг к другу, своевременная поддержка, оказание помощи брату, сестре – трезвенникам, находящимся в состоянии, угрожающем уклонением от трезвости.

Необходимо немедленно поставить в известность священника-духовника о таковом состоянии или о совершившемся отпадении от трезвости члена Братства.

·       При появлении желания выпить или поддаться другому пороку молитвенно взывать к Спасителю, Божией Матери, святым с просьбой о помощи, с твердым намерением побороть страсть и с преданием себя в волю Божию.

Если возможно – читать Евангелие и молитву Иисусову с поклонами.

·       Изо всех сил уклоняться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и близких бросать пьяную, нетрезвую жизнь.

·       Не пропускать собрания нашего Братства.

·       Всегда держать в памяти слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов» (Гал. 6, 2). Видишь, что твой брат, трезвенник, в нужде, горе, – помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь. Если будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помни всегда, что того, кого гонят и преследуют на земле, ожидает великая мзда на Небесах.

Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику.

Братство трезвости
Братство трезвости

Полноценным успехом определяется момент, когда желающий на молебне, совершающемся по установленному в Православной Церкви чину, дает в присутствии духовника Обет трезвости. При этом обет дается с целью воздержания от винопития, а не гнушения вином, осужденного Апостольскими Правилами.

Епископ Петр (Екатериновский) в сочинении «Правила и практика православной аскезы» писал: «Обет есть действие богопочтения, в котором дается добровольное обещание пред Богом посвятить Ему лицо или вещь, или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом».

Братство трезвости
Братство трезвости

В Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего, приготовленного из винограда, не должен пить и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» (Числ. 6, 2–4).

Об ответственности дающего обет Богу говорится в книге «Второзаконие»: «Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь, Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23,21).

Что воздержание оградит человека от впадения во многие грехи, открывает нам библейская книга «Притчи»: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Прит. 23, 31–35).

Нередко люди, которые сами от этого порока не страдают, дают обет трезвости ради своих ближних.Делают они это из-за чувства братской любви и сострадательности к их немощам, руководствуясь при этом словами ап. Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

Замечательны слова святителя Тихона Задонского: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу.

Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое:

брось сам пить пиво, вино и водку; ни много, ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям.

Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

В IV томе книги «Добротолюбие» есть слова прп. Феодора Студита: «…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя еще и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина.

Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…»

Свт. Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» предостерегает: «И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина… По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.

Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут.

«Монах отнюдь не должен употреблять вина», – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие.

Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки».

А вот как увещевает нас святой Иоанн Кронштадтский: «Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьешь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьешь еще для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное:

— оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс.103,15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя:

— она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою»(св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Дневник» т.IV).

Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им, как чем-то маловажным.

Жажда Божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям (св. прав. Иоанн Кронштадтский, цит. по: «Спутник христианина». М., 1993).

В «Житии преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря» пишется: «Старец Иринарх… сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже – пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам, ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22).

«Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!» – пишет свт. Феофан Затворник («Наставления в духовной жизни»).

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в обители не было!» («Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», 1903).

ЕщеС.А. Рачинский, будучи очень воцерковленным православным человеком, писал: «Трезвость – еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания».

Обет трезвости дается для того, чтобы создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания.

Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и богоугодно. Благодатная церковная форма отречения от пьянства – обет трезвости – предлагается человеку как действенное средство в борьбе с этой страстью и предполагает с его стороны деятельное участие в жизни Церкви.

При этом обет трезвости располагает к решительному изменению всей жизни человека, ему необходимо расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать негативные черты своего характера, такие, как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень. Дающий обет обязан приложить все усилия к действенному покаянию, только в этом случае действие благодати в его душе принесет ожидаемый плод.

Нужно помнить, что обет трезвости может давать человек, который осознал смысл этого духовного действия, имеет опыт церковной жизни, понимает меру ответственности, которую он берет. Также ему необходима готовность стать членом общества трезвости, чтобы жить новой трезвой жизнью и служить своим трудом делу ее утверждения.

Если кандидат не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку он не сможет его исполнить. В этом случае можно рекомендовать человеку самостоятельно воздерживаться от употребления алкоголя, пройти курс занятий в обществе и начать жить церковной жизнью.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвенной работой, для укрепления себя в этом подвиге. Это действенная помощь родственникам страждущих, которые призваны помочь своим ближним, в том числе собственным примером, в достижении трезвости. С.А. Рачинский писал об этом в своих трудах:

«Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи» (Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5–7. С. 2).

Торжественно служится молебен. В конце службы каждый трезвенник читает молитву: познав всю пагубу своих страстей и грехов, от них исходящих, он пред пречистым образом Богородицы, пред святыми мощами и образами изъявляет твердое намерение и дает крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых словв грядущее время – от сего дня впредь на такой-то срок.

Далее он просит Премилосердого и Всещедрого Господа Иисуса Христа благословить его благое намерение и помочь ему, слабому и немощному, благополучно сдержать данное им слово ради славы Божией и во спасение души своей силою Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы, святителя Николая, священномученика Харалампия, святых царственных мучеников и всех святых.

В заключение дающие обет получают от духовника Грамоты трезвенника, расписываются в Книге Братства, где записаны их имена и срок обета. Срок обета бывает разный, устанавливается духовником, обычно, на исповеди. Кроме того, имя каждого вносится в синодик Братства, который подается для молитвенного поминовения на Литургии. За несколько дней до окончания срока снова страждущий дает Обет на более длительный период, если увереннее чувствует себя в своем новом состоянии.

 

Таким образом, болезненная зависимость от табака, алкоголя и других наркотиков непосредственно связана с искажением духовной жизни человека и является его следствием. Освобождение от зависимости достигается, во-первых, при воздействии на душу страждущего исцеляющей Божественной благодати через Таинства Церкви – исповеди, причащения. Во-вторых, необходимо привить ищущим спасения от пристрастия к чему-либо правильные понятия об алкоголе, о Боге, окружающем мире, человеке, душе.

Здесь необходимо пастырское окормление: огласительные беседы, занятия по изучению основ Православия, надо научить наблюдению за своим духовным состоянием, покаянию, молитве, воздержанию. И, наконец, Обет трезвости замечательно способствует исцелению души, пораженной страстью, так как страждущий ощущает себя под особым покровом Божиим, если только старается строить свою жизнь по правилам христианского благочестия под руководством священника-духовника.

Когда человек полюбит Богослужение, молитву, исповедь, Причастие, когда жалко ему любого нетрезвого человека, тогда только можно говорить о его освобождении от пагубной страсти.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели