Задонская обитель в молитвенном огне… (воспоминания бывшего насельника) продолжение.

Размещено Сен 28, 2013 в † Колонка наместника † | 0 комментариев

Часть 6

«Братия обители»

Что такое монастырь? Это собрание верующих, ушедших из мира, полностью отсекших свою волю, объединенных одной целью и одним стремлением к борьбе со своими страстями и пороками для духовного совершенствования. Другим словом, монастырь — это не собрание праведников, а толпа кающихся грешников.

Братия в монастыре была самая разнообразная. Там были и простые люди, и интеллигенты.  Каждый из братии не похож на другого. У каждого свой характер. Кто-то молчалив и мрачен, кто-то наоборот приветлив и общителен. Но всех объединяла любовь к Богу и стремление к подвижнической жизни. Каждый старается по возможности помочь и услужить собрату. Если случается кому-либо заболеть, то в этот день в обители совершаются сугубые молитвы о его исцелении. Стараются по возможности зайти и наведать больного, предложить свою помощь, или просто утешить и ободрить.

О некоторых из братии Задонской обители хочется рассказать особо:

Архимандрит Иосиф[1], благочинный монастыря – человек живой, энергичный, веселый и одновременно строгий. Постриженик Псково-Печерского монастыря. Стал монахом в 21 год. Практически всю свою жизнь служил на приходе. Очень деятельный. Никогда не любит сидеть на месте. При нем началось возрождение Задонской обители в 1990 году. Затем он был переведен на приход, а в монастырь вместо него был направлен архимандрит Никон (Васин), будущий епископ Задонский. В 2001 году он был возвращен в монастырь на должность благочинного.

Игумен Савватий, эконом – человек мерный, неторопливый, хозяйственный. Всегда заботится о том, чтобы братия не имела ни в чем нужды. Один из первых насельников обители. Очень часто мне приходилось сопровождать отца Савватия на его выездах по послушанию. В начале он казался мне строгим, так как был очень немногословен, но когда я узнал его поближе, то мое мнение о нем кардинально изменилось. Очень добродушный и душевный человек, вникающий в суть проблемы человека, пришедшего к нему. Его ответы на заданные вопросы порой казались не совсем по теме, но со временем все происходило так, как он говорил.

Игумен Трифон[2], казначей и духовник. Очень добрый. Мудрый и рассудительный. Всегда окружен толпой паломников и духовных чад. От него всегда можно было получить простой, и в тоже время мудрый ответ на любой вопрос. Очень внимателен на исповеди. Запоминал очень многое из твоей духовной жизни, чтобы можно было в нужный момент что-то подсказать. Его было очень трудно поймать на территории. Единственной возможностью было утреннее правило, во время которого он молился в алтаре.

Иеромонах Серафим[3]. Аскет, затворник. Никогда не любил находиться в праздности, и вне келии. Очень начитан. С ним можно было поговорить о подвигах и аскетике. Старался всегда избегать женщин, но впоследствии был отправлен служить именно в женский монастырь.

Иеромонах Даниил[4], тоже один из первых насельников обители. Принял постриг в 17 лет, и с тех пор живет этой жизнью ни разу не оставив монастырь по своей воле. Веселый, никогда не унывающий, всегда улыбающийся и никогда ни на что не жалующийся. Долгое время служил иеродиаконом. Имея шикарный голос, мог бы быть архидиаконом, но выбрал путь пастырского служения людям. Видно в этом было его призвание.

Иеродиакон Зосима — старший монастырский диакон. Бывший чернобылец. Постоянный водитель наместника. В монастыре практически с самого первого дня. Очень часто вспоминал про то, что из всей бригады, работавшей в Чернобыле, в живых остались только двое. Он, и еще один его напарник, также принявший священный сан. Вначале я немного обижался на его «ворчливость», а потом был только благодарен. Потому что он никогда без дела ничего не говорил. Все было только по существу. Был ревнителем порядка в алтаре, да и вообще в монастыре.

Схимонах Владимир[5] — самый старый насельник обители. Участник Великой Отечественной Войны. В монастыре с самого начала. Был казначеем монастыря. После пострижение в великую схиму, в 1996 году, оставил это послушание. Ежедневно находился на богослужении и молился за благодетелей обители, это было его последним, и самым ответственным послушанием. Частенько любит рассказывать о своем участии в Великой Отечественной войне, и о происшедших там с ним чудесах.

Монах Лазарь — тоже один из старейших насельников обители. Врач. Заведовал книжной лавкой. Всегда строгий. Молчаливый. Неторопливый. Редко улыбающийся.

А также иеромонах Серапион, иеромонах Феофан, схимонах Феодосий, монах Василий, монах Лаврентий, монах Иоанн[6] и многие, многие другие, вместе с кем мне приходилось общаться, трудиться и молиться. О них можно было бы писать и писать, но всего и обо всех не напишешь, поэтому я ограничусь только этим коротеньким списком.

*    *     *

Как прекрасен был братский хор в обители. Особенно молитвенно он звучал на братских правилах и во дни первой и страстной седмиц Великого поста, когда вся братия собиралась вместе. Это был молитвенный вопль к Богу, который пробирал до самых глубин человеческой души. И многие паломники старались по возможности чаще бывать на долгих строгих монастырских богослужениях, чтобы насладиться этим духовным пением. Особенно завораживающими были вечерние богослужения в зимний период, когда на улице темнело рано, а храм освещался только светом лампад и свечей. Было такое ощущение, что ты находишься на богослужении где-то в средние века. Это были незабываемые моменты.

*     *     *

Великим постом 2001 года, по благословению наместника я написал прошение на иноческий постриг. Для меня это было тогда самым значимым событием. Но Господь устроял все иначе. Правящий архиерей, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий[7], не благословил этот постриг. И мне оставалось только ждать. Видно это нужно было для моего смирения. Ведь Господь лучше нас знает, когда кому и что надо подать. Всему, как говориться, свое время.

*    *    *

Хочется также сказать и несколько слов о митрополите Мефодие. Это очень строгий и требовательный архиерей. Его взгляд пронзает насквозь. У него феноменальная память на имена и на лица. Он прекрасный проповедник. В епархиальном вестнике все его проповеди печатались под рубрикой «Назидания митрополита Мефодия». У меня о нем остались только самые светлые воспоминания.

*    *    *

В этом же году я, и еще двое человек из братии, выразили желание получить духовное образование и, по благословению наместника, поступили на первый курс заочного сектора Воронежской Духовной Семинарии.

*    *    *

4 декабря 2001 года, на праздник введения во храм Пресвятой Богородицы, меня перевели на послушание алтарника и ризничего. Для меня это было знаменательным событием. В этот день вспоминается введение отроковицы Марии первосвященником во Святая Святых ветхозаветного храма, а меня в этот день назначают на послушание во Святая Святых новозаветного храма.

Послушание в алтаре было самым благодатным временем. Постоянно находиться на богослужении, да еще и в Алтаре, во Святая Святых. Вначале я был просто рядовым алтарником, но потом старшего алтарника перевели на другое послушание, а меня поставили вместо него старшим. Я очень любил одиночество, и самым любимым моим занятием была уборка алтаря после службы, когда все уже уходили. Оставаясь один, я занимался уборкой алтаря и мог спокойно в тишине молиться, и никто при этом мне не мешал, не было никого постороннего. Это было блаженное время. На этом послушании я пробыл до самого последнего дня своего пребывания в обители.

*    *    *

30 декабря 2001 года Господь сподобил меня побывать в доме о. Макария (Болотова), где жил до своей кончины и о. Антоний, о котором я упоминал ранее. Тогда же я в первый раз посетил и Оптину пустынь. В Оптиной, во время богослужения, я молился у гробницы с мощами преподобного Нектария Оптинского. Там мне было как-то спокойно и тихо на душе. Чувствовалось что-то родное и близкое. Тогда я даже и не подозревал, что в скором времени буду носить его имя.


[1] Сейчас духовник и строитель Троекуровского женского монастыря.

[2] Сейчас и.о. наместника.

[3] Сейчас игумен. Служит в женском монастыре.

[4] Сейчас игумен.

[5] Скончался в мае 2009 года.

[6] Скончался в августе 2003 года.

[7] Сейчас митрополит Пермский и Соликамский.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели