Впереди — Великий пост

Размещено Фев 7, 2015 в PRAVOSLAVIE.UZ | 0 комментариев

23 февраля начнется самый строгий и самый продолжительный пост церковного года — Великий. Он предваряется тремя подготовительными неделями, необходимыми для постепенного вхождения на поприще постовое. Мы подготовили для наших читателей небольшую памятку об этих неделях.

 

1 февраля

Неделя о мытаре и фарисее

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (18, 10–14), в котором повествуется о мытаре и фарисее, пришедших в храм Божий. Мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Тем самым Церковь напоминает нам о смирении как начале всякого покаяния и о гордости, матери и источнике любого греха.

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, с этого дня до Недели 5-й Великого поста включительно на вечернем воскресном богослужении исполняются стихиры «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче».

Во время седмицы, начинающейся с 1 февраля и носящей то же название, что и неделя (воскресенье), поста нет.

***

«Возвысится поступающий, как мытарь. Фарисей есть неизлечимый больной, который не видит своей болезни; мытарь — больной, который выздоравливает, ибо увидел он свою болезнь, припал ко Врачу и принял лекарство. Первый подобен гладкому и высокому дереву с гнилой сердцевиной, кое домовладыке ни на что не годно; второй подобен дереву шершавому и невзрачному, кое домовладыка обрабатывает, делает из него доски и вносит в дом свой».

Святитель Николай Сербский

 

8 февраля

Неделя о блудном сыне

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11–32) о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божием. Она иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Все активнее используется Постная Триодь, на воскресной утрене впервые поется 136‑й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Этот же псалом исполняется и в два последующих воскресенья.

Во время этой седмицы в среду и пятницу соблюдается пост.

***

«Мы можем возвратиться к Отцу. Мы можем возвратиться с доверчивой надеждой, потому что Он — хранитель нашего достоинства. Он хочет нашего спасения. Он требует только одного: Сын Мой, отдай сердце твое Мне, все остальное Я сам приложу,— как говорит Премудрый. Эта дорога шаг за шагом ведет нас оттуда, где мы находимся, слепые, вне Царства, хотя страстно желаем увидеть его полноту внутри себя и победу его над всем вокруг; эта дорога ведет нас туда, где мы окажемся перед судом Божиим. Мы видим, как прост этот суд, как велика должна быть в нас надежда и как в этой надежде мы можем идти к Богу, твердо зная, что Он Судия, но в первую очередь Он — Искупитель наш, Тот, Кому человек настолько дорог, драгоценен, что мера, цена нашего спасения в Его очах — вся жизнь, вся смерть, все борение и богооставленность, весь ужас, который претерпел Единородный Сын Божий».

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

 

14 февраля

Вселенская родительская суббота

В этот день Церковь молится о христианах, отошедших в вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

***

«Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их».

Святитель Афанасий (Сахаров)

 

15 февраля

Неделя о Страшном суде (Мясопустная)

В этом году совпадает с праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа.

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (25, 31–46). Церковь напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

На воскресной утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Во время грядущей седмицы молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу не совершается Литургия, впервые читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего».

Начинаются ограничения в пище: всю неделю можно вкушать яйца, рыбу, молочные продукты, но мясо исключается из рациона.

***

«Как два крыла, возносят нас превыше всей твари два глубочайших стремления наших: стремление к бессмертию и стремление к правде. Извечно, с тех пор, как существует мыслящий род человеческий, терзаются люди гнетущим вопросом: что такое творится на земле? Почему злые люди благоденствуют, а добрые, кроткие, тихие бывают гонимы и страждут? Не было ответа на этот вопрос, но он будет — будет тогда, когда сотворит Господь и Бог наш Свой страшный и праведный суд».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

22 февраля

Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея (6, 14–21), в котором Хрис­тос говорит о необходимости прощать всех. Здесь же звучат слова о том, что не надо быть унылыми во время поста.

После вечерни (в приходской практике — иногда после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136‑й псалом «На реках Вавилонских». В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Происходит заговенье на любую пищу животного происхождения.

***

«Господь отправляет человека, Свое создание, в долгий путь с одной лишь целью — для спасения его от вечной смерти. И Сам, в лице Своего единственного Сына, Единосущного Отцу, Господа Иисуса Христа, тоже отправляется в путь, навстречу этому блудному сыну, чтобы, пусть не сразу, пусть через долгое время, пусть ценой мучений и смерти Господа Иисуса Христа, Бога, Самого Себя, совершить это спасение».

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели