Святыни монастыря

Святыни монастыря


Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Достойно есть», написанная и освященная в 1908 году на святой горе Афон,

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Икона Божией Матери
«Достойно есть»

 

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…»

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

 

Икона Пресвятой Богородицы,  именуемая  «Экономисса»,  написанная и освященная в 1896 году на святой горе Афон.

 

31_2

В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру, в которую со всех сторон во множестве стекались иноки, привлекаемые высотой и строгостью подвигов ее основателя. Афанасий с радостью принимал всех приходящих к нему и вместе с ними проходил все виды монастырского послушания. Но вскоре новосозданную лавру постигло тяжкое испытание.

Вследствие неурожая начался сильный голод. В лавре св. Афанасия голод чувствовался особенно сильно, и иноки, несмотря на свою привычку к строгой монастырской жизни, не вынесли постигшего лавру искушения и разбрелись в поисках себе другого пристанища. Лавра опустела; в ней продолжал оставаться один только игумен св. Афанасий, но и он впоследствии с великой скорбью принужден был оставить свою обитель. С железным посохом отправился он в свой печальный путь по дороге к Карее. После двухчасового пути св. старец утомился и хотел было отдохнуть на придорожном камне, как вдруг увидел идущую к нему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий весьма смутился от неожиданности и недоумевал, не призрак ли это? Откуда могла появиться здесь женщина, если вход женщинам на Афон строго воспрещен? Пока св. Афанасий раздумывал над этим вопросом, Жена поравнялась с ним и спросила его:

— Куда ты идешь?

— Кто Ты, как зашла сюда? — спросил он Ее в свою очередь, — и зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок.

— Я знаю твое горе и все, что с тобой произошло, и желаю тебе помочь, — отвечала Жена, — но прежде Я хочу знать, куда ты идешь.

Удивленный такой настойчивостью Ее, св. Афанасий рассказал все, что случилось с его обителью, и объяснил, как и он принужден был покинуть ее и искать себе другого пристанища.

— Только это! — горячо воскликнула Незнакомка, — и ты, строгий подвижник, не вынес временного лишения и ради куска насущного хлеба бросаешь свою обитель?! Воротись! Я тебе помогу: все будет дано тебе в избытке, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место между всеми афонскими обителями.

— Но кто же Ты? — спросил изумленный Афанасий Незнакомку.

— Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я — Матерь Господа твоего, — отвечала Жена. Св. Афанасий недоверчиво и с сомнением посмотрел на Нее и ответил:

— Боюсь поверить этому, ибо многоразличны сети дьявола. Бывает, что и враг преобразуется в ангела светла. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов?

— Видишь этот придорожный камень, — ответила Женщина, — ударь по нему твоим посохом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Только знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры.

Афанасий ударил посохом по камню, тотчас же он разверзся и из образовавшейся трещины с шумом выбежал обильный поток воды. Пораженный этим чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно повергнуться ниц к ногам Пресвятой Богоматери, но Ее уже не было. Афанасий немедленно возвратился в свою обитель и к великому своему изумлению нашел опустевшие во время голода кладовые и сосуды наполненными всем нужным. Вскоре в обитель опять собралось множество братии.

Св. Афанасий при своей жизни удостоился получить вторичное доказательство того, что Небесная Владычица благоволит к его обители и печется о ней. Однажды один из подвижников этой обители, благочестивый инок Матфей, во время утреннего богослужения сподобился увидеть Царицу Небесную. Она вошла в храм с двумя ангелами и начала обходить братию, причем Матфей заметил, что Она раздавала всем монеты разного достоинства, смотря по тому, кто с каким усердием молился. И сам очевидец этого видения, к великой своей радости, удостоился принять несколько монет из пречистых рук Богоматери-Экономиссы.

Согласно воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры и доселе не бывает эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавpe написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой — св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь

Ее небольшая церковь во имя Живоносного Источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся здесь чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Перед иконой Божией Матери теплят неугасимую лампаду иноки соседней кельи, живописно расположившейся на прибрежном холме.

 

Так же в обители имеются мощевики

с частицами мощей

святых угодников Божиих:

Мощевик №1 содержит в себе:

1. Древний серебряный параманный крест-мощевик с частицами мощей неизвестных святых.

2. Древний серебряный мощевик с частицей Древа Креста Господня, и частицами мощей:

святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Игнатия Ростовского; великомучеников: Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и вмц. Варвары; священномучеников: Василия Амасийского и Василия Анкирского; преподобной Марии Египетской и многих других древних святых.

3.  Деревянный параманный крест-мощевик с частицами мощей:

Святителей: Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского; Вмч. Пантелеимона; Преподобных: Антония Великого, Серафима Саровского, Силуана Афонского,  Феодора Зверинецкого,  Илариона Троекуровского, Георгия Задонского, Старцев Оптинских: Амвросия, Льва, Макария, Моисея, Иосифа, Антония, Анатолия, Варсонофия, Исаакия, Илариона, Анатолия и Нектария; Блаженного Феофила Киевского; Праведного Феодора Томского.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели